Финансовая структура компании
Финансовая структура компании - это правила и процессы, которые контролируют финансовое планирование, расходы и прибыль. В основе финансовой структуры лежит планирование расходов, проектирование источников дохода, контроль и отчетность.
Планирование расходов - это формирование бюджета для каждого раздела деятельности компании расходов и подбор самых эффективных источников средств для их осуществления. За планирование расходов отвечает финансовый директор.
Проектирование источников дохода - это социально-экономическое ориентирование компании и разработка стратегии заработка денег. За проектирование источников дохода отвечает начальник маркетинга.
Контроль - это осуществление регулярных проверок дохода и расходов компании, проверка корректности данных. За контроль отвечает руководитель финансового отдела.
Отчетность - представление полученных задач, результатов и последующих рекомендаций для дальнейшего развития. Отчетность подготавливается с участием всех подразделений.
Типы центров финансовой ответственности
В структуре каждой компании существует центр, отвечающий за финансовую ответственность. Такие центры могут быть различными и для разных корпораций их функциональная структура будет различаться.
Основные виды центров финансовой ответственности включают:
- Центр ответственности за результаты — центр, который отвечает за реализацию бизнес-стратегии и принимает решения по распределению ресурсов.
- Центр финансового ответственности — центр, который разрабатывает и прорабатывает финансовые политики компании.
- Центр управленческого ответственности — центр, который носит ответственность за управление бизнес-стратегией на практике.
- Центр контроля ответственности — центр, который занимается следить за соблюдением требований и процессов финансовой отчетности.
Правила построения иерархии центров финансовой ответственности
Одним из основных ребрей финансовой структуры компании является построение иерархии центров финансовой ответственности. Правильное построение иерархии позволяет лучше поддерживать финансовое равновесие корпорации.
Основные правила построения иерархии центров финансовой ответственности:
- каждый центр должен иметь свою устоявшуюся политику управления и процессом;
- необходимо «правильно» назначать замещающие должности;
- для каждого уровня центра должны быть определенные цели;
- ответственность за достижение целей должна быть распределена между различными сталкивающимися узлами системы и уровнями;
- необходимо проинспектировать и контролировать исходные данные и процессы.
Как разработать бюджетную / финансовую структуру
Чтобы разработать бюджетную / финансовую структуру для компании, необходимо:
- составлять общую бюджетную структуру компании;
- создавать целевые бюджеты для каждого отдела.
Для начала, руководители компании должны составить общую бюджетную структуру, которая должна чётко отражать представления о том, какие расходы стоит ожидать в бюджете и откуда берутся средства. Затем, в зависимости от целей компании, руководители должны создавать целевые бюджеты для каждого отдела, предоставлять данные о расходах и доходах по проектам, а также оценивать возможную прибыль или убытки.
Как выстроить бюджет компании
Чтобы построить бюджет компании, руководители должны продумать два основных подхода. Первым нужно понять доходы компании: откуда их возьмут? Вторым - источник затрат, какие надо будет затратить эти деньги?
Для начала руководство должно проанализировать свои доходы. Прежде всего, нужно понять, откуда поток доходов поступает. Возможно, доходы поступают от продаж продуктов или услуг, что в последствии принесет прибыль. Ещё возможно, что прибыль поступает напрямую из инвесторов или из кредитов или других источников финансирования.
Далее нужно анализировать источники расходов. Здесь цель - понять, какие источники расходов должны привлечь внимание руководства. Это может быть зарплата сотрудников различных уровней, арендная плата, плата за энергоснабжение и т.д. Также руководство должно рассмотреть возможность инвестирования денег в оборудование и технические средства или платить за услуги внешних поставщиков.
Итак, чтобы выстроить бюджет компании, руководству придется точно определить все входящие и исходящие денежные потоки. Необходимо также отметить планируемые доходым и затраты в отчетный период.
Схема бюджетов предприятия
Разработка бюджетов предприятия является важным организационно-экономическим процессом любой финансовой структуры компании. Правильные бюджеты способствуют эффективному улучшению финансовой целеобразности деятельности, укреплению потенциала и эффективности бизнеса.
Схема бюджетов предприятия состоит из нескольких основных элементов:
- общий бюджет предприятия;
- бюджет расходов;
- бюджет прибыли;
- бюджет налогов;
- аналитический бюджет;
- бюджет финансирования;
- бюджет расходов на маркетинговые расходы.
Наличие качественного бюджетирования является важным инструментом финансового анализа и планирования финансового развития компании в дальнейшем. Должно быть понятно, что план деятельности предприятия должен быть гнездом для составления целевых бюджетов, которые помогут предоставить наилучшие результаты.